Фильм месяца. «Тенет» Нолана: головокружение от инверсии и спасение киноиндустрии

adminfgr43d

Новый фильм Кристофера Нолана «Тенет» может спасти киноиндустрию, терпящую убытки от пандемии и популярности потоковых сервисов

Первой грандиозной кинопремьерой за время пандемии коронавируса стала картина Кристофера Нолана «Тенет».

Многие критики назвали фильм Нолана спасителем кинотеатров, терпящих бедствие в условиях карантина и наступления потоковых сервисов. «Тенет» особенно важен в контексте нескольких переносов премьеры нового фильма о Джеймсе Бонде и решении Disney показывать высокобюджетный «Мулан» на онлайн-платформе.

<!—

Реклама

—>

«Тенет» – это научно-фантастический шпионский боевик, в котором агент американской спецслужбы пытается помешать российскому магнату устроить конец света. Персонажи используют изобретенный в будущем алгоритм управления временем – инверсию, возвращение в прошлое, путем «обратного проживания».

Основная сюжетная линия картины в целом проста, но она реализуется головоломными средствами, рассчитанными на любителей решения логических задач.

«Тенет»
2020

Рейтинг: PG-13 (насилие и напряженность действия)
Жанр: боевик, научная фантастика
Режиссер: Кристофер Нолан
Автор: Кристофер Нолан
Студия: Warner Bros. Pictures
Актеры: Джон Дэвид Вашингтон, Роберт Патинсон, Элизабет Дебики, Кеннет Брана, Майкл Кейн, Димпл Кападия
Бюджет: ориентировочно $205 млн
Мировые сборы (по состоянию на 04.09.2020): $53,6 млн

На IMDb «Тенет» получил 7,9 баллов из 10-ти возможных, на основе оценки почти 70 000 зрителей. На сайте Rotten Tomatoes фильм одобрили 74% критиков и 80% – зрителей.

LIGA.net подготовила обзор рецензий, опубликованных в изданиях The Guardian, BBC, The New Yorker, а также пять интересных фактов о фильме.

[embedded content]

<!—

Реклама

—>

The Guardian: Амбициозный метафизический боевик

Критик Питер Брэдшоу охарактеризовал происходящее в «Тенет» как в высшей степени амбициозную гонку со временем, которая привела к созданию превосходного развлекательно-метафизического боевика.

«Я вышел из кинотеатра и сорвал с лица защитную маску – у меня земля уходила из-под ног из-за устроенного Ноланом головокружения», – написал рецензент (он использовал слово Vertigo, отсылающее к одноименному саспенсу Хичкока).

Он иронизирует над названием фильма, предположив, что для концептуального воплощения идеи режиссер, возможно, рассматривал не менее резонансные варианты – Radar или Noon.

Международные локации, постановки трюков и темпоральные странности напомнили автору рецензии фильм о Бонде под названием No Time To Die To Time No. С другой стороны, по силе и качеству впечатления он сравнивает «Тенет» с культовым «Забриски пойнт» Антониони.

Он отмечает глобальную нелогичность использованного в картине приема, когда измененное прошлое сталкивается с неизменным настоящим, но не считает это недостатком. По мнению автора, это игра духа и безумное неправдоподобие, заряженные стероидной энергией и воображением – они «взрывают мозг».

«В фильме также есть моменты невозмутимого остроумия, сюрреализма и стиля, а Роберт Патинсон, возможно, сделал снова приемлемыми мужские двубортные костюмы», – пишет критик Guardian.

Он хвалит игру Элизабет Дебики, а от Вашингтона и Патинсона хотел бы меньшей человечности, поскольку отношения их персонажей можно охарактеризовать как броманс, что, по мнению автора, не соответствует идее фильма.

«Дело в самом феноменальном, сказочном проявлении, видении конца света. Может быть, Нолан хочет медитировать на великом палиндроме смертности: из праха ты и в прах возвратишься… В этом не должно быть смысла. В этом нет смысла. Это потрясающее кино», – резюмирует автор.

BBC: Интеллектуальный блокбастер, учащающий сердцебиение

В рецензии для BBC критик Уилл Гомпертц написал, что Нолан относится к редкому виду – автор арт-хауса, снимающий интеллектуальные блокбастеры, от которых учащается сердцебиение и начинает кружиться голова. 

Критик считает, что основная задача «Тенета» – спасение мира кино от потенциально смертельных угроз от потоковых гигантов и COVID-19. И Нолан приложил все силы, чтобы достичь цели – снял высокобюджетный фильм на камеры IMAX и 70-миллиметровую пленку, который предназначен для просмотра на большом экране.

Автор рецензии характеризует «Тенет» как «событийное» кино, дающее зрителю захватывающий опыт и стимулирующее все его чувства. На это работает все – от пульсирующей вагнеровской партитуры Людвига Йоранссона и масштабной операторской работы до серьезного рассмотрения экзистенциальных угроз, бессознательного разума и передовой физики.

Критика впечатлили разнообразные визуализации инверсии – драки, перестрелки и погони, в которых время и действие движутся вперед, назад или одновременно туда и обратно. 

«Нолан бросает вызов нашим предвзятым представлениям о времени и предлагает альтернативный взгляд, выходящий за рамки ограниченного представления о линейной прогрессии. Поначалу это сбивает с толку, но примерно к середине фильма начинает обретать повествовательный смысл до такой степени, что повороты сюжета в конце довольно предсказуемы», – пишет рецензент.

Критик сравнивает фильм с историями о Джеймсе Бонде: здесь есть западный агент, работающий на морально здоровую, поддерживаемую и контролируемую государством секретную службу, и российский злодей, которого «Кеннет Брана сыграл с большой энергией, но не слишком тонко». Но при этом «Тенет» отличают более масштабные идеи.

По его мнению, новый фильм Нолана не потрясет зрителя, но сможет взволновать разум.

The New Yorker: Впечатляющий, изобретательный и бесчувственный

Критик The New Yorker Энтони Лейн назвал «Тенет» впечатляющим, изобретательным, но при этом лишенным чувств фильмом.

«Это браслет-брелок стоимостью двести миллионов долларов, на котором одна блестящая деталь нанизана на другую. Если некоторые из амулетов слегка потускнели, это может быть связано с тем, что мы уже видели их блеск раньше», – пишет рецензент.

Автор рецензии пересказывает самые зрелищные эризоды «Тенета», в том числе уничтожение Боинга, и говорит, что в итоге они не производят впечатления – в памяти остается только исчезающая лужа.

Он указывает на шаблонность персонажей: безымянность главного героя – «верный признак боевика – обмен личной истории на настоящую крутость»; ученая в белом халате;  торговец оружием и его непростая красавица-жена.

Автор сетует на неразборчивость многих важных реплик, которые заглушает саундтрек.

Проблема фильма, по мнению критика, не в сложности формы повествования. Многим понравится разгадывать логические зацепки, соединяющие сюжет воедино. Автора рецензии поражает то, насколько лишенной чувств кажется история, даже в потенциально эмоционально насыщенных эпизодах.

Иллюстрируя свое утверждение, он пишет, что, например, усилия главного героя по спасению Кэт от мужа-злодея, носят скорее процедурный, чем страстный характер. В «Тенет» вообще нет агонии.

По мнению рецензента, картина Нолана, призванная спасти индустрию, отчаявшуюся вернуть людей в кинотеатры, возможно, не справится с этой задачей. Он рассказывает, что в зале лондонского кинотеатра, где он смотрел фильм, было занято не больше одной десятой мест.

«Идея собираться в темноте среди незнакомцев, смотреть на яркий экран и наблюдать за разворачивающейся историей существует всего сто с четвертью лет, а наша вера в нее слабеет на протяжении нескольких последних десятилетий. Возможно, COVID-19 завершит процесс. Некоторые привычки, однажды нарушенные, никогда не восстанавливаются», – пишет автор New Yorker.

ПЯТЬ ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ

Факт 1
Название фильма Tenet взято из изображения времен Римской империи – палиндрома SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS – буквосочетания, составленного из латинских слов и обычно помещенного в квадрат таким образом, что слова читаются одинаково справа налево, слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Пословный перевод: sator – сеятель; arepo – выдуманное имя, или производное от arrepo (от ad repo, «я медленно двигаюсь вперед»); tenet – держит; opera – работа; rotas – колеса или плуг.
Рабочее название фильма было – Merry Go Round, «Веселая езда».

Факт 2
Для сцены крушения самолета купили настоящий Boeing 747 и взорвали его в действующем аэропорту. Сначала планировалось снять сцену с помощью миниатюр и сочетания визуальных эффектов. Однако после подсчетов стало ясно, что было бы дешевле купить настоящий самолет и воссоздать сцену в реальности, а не строить миниатюры или использовать компьютерную графику.

Факт 3
Фильм практически полностью снят на реальных локациях, в нем всего 280 кадров с компьютерной графикой – это меньше, чем в большинстве романтических комедий. Это также рекорд для самого Нолана: в его «Темном рыцаре» было 650 кадров с визуальными эффектами, в картине «Темный рыцарь: Возрождение легенды» – 450, в ленте «Начало» – около 500, в «Дюнкерке» 429.

Факт 4
В сценах с инверсией актеры выполняли трюки в обратном направлении, а также говорили «наоборот». Кеннету Брана пришлось научиться не только говорить задом наперед, но и делать это с русским акцентом (в реальной жизни он – северный ирландец). Съемки драк, где часть персонажей дерется в одном направлении, а часть – в обратном, готовили несколько месяцев.

Факт 5
Композитор Людвиг Йоранссон записал дыхание Кристофера Нолана для создания музыки, сопровождающих действия главного антигероя фильма. Нолан тяжело дышал в микрофон, затем Йоранссон трансформировал запись, превратив ее в скрипучие, царапающие звуки.

Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Еще по теме

Добавить комментарий

Next Post

"Примитивно и вульгарно". Президент Сербии раскритиковал пост спикера МИД России

Захарова написала, что Вучичу поставили стул перед Трампом так, словно он находится на допросе Президент Сербии Александар Вучич раскритиковал пост спикера министерства иностранных дел России Марии Захаровой о его встрече в кабинете президента США Дональда Трампа. Об этом он сказал в интервью на сербском радио Pink. Читайте нас в Telegram: […]

Подписаться